назад

20 марта Культурно-просветительский центр «Познание» («Познание.labs») провел третью встречу в цикле «Мистика. Взгляд изнутри» c Максимом Калининым. Встреча стала продолжением предыдущего разговора о рае и была посвящена ангелам – существам, которые традиционно считаются райскими «насельниками».

Ведущий встречи – филолог и специалист по сирийскому мистицизму Максим Калинин – рассмотрел несколько вопросов, которые для сирийских мистиков имели особенно большое значение: предназначение небесных сил и их роль в жизни человека, возможность видения ангелов и общения с ними, а также представления об иерархии небесных сил.

Прежде всего лектор отметил, что православная традиция и взгляды сирийских мистиков на ангелов в ключевых вопросах совпадают, но, как и в прочих вопросах, последователям мистицизма присуща неожиданная трактовка текстов Писания и собственные предания, которые отражают их непривычное видение небесных сил. Основными источниками для понимания нестандартного мышления сирийских мистиков для Максима Калинина стали «Книга вопросов и ответов» Иосифа Хаззайи, а также творения Исаака Сирина и Иоанна Дальятского.

Взаимоотношения человека и небесных сил


«Человек может встать с ангелами в одном ряду в познании Бога», – подчеркнул Максим Калинин, рассказывая о взгляде мистиков на отношение ангелов и человека. При этом он рассказал о представленном во всех авраамических религиях мотиве соперничества небесных сил и человека, который в сравнении с ними казался слабым и несовершенным, но был наделен Творцом большими достоинствами. Так, у сирийских мистиков существует предание (унаследованное из более ранней сирийской традиции и известное также в исламе), что причиной раскола ангелов и падения части из них стал отказ высшего ангела поклониться человеку и признать его вершиной божественного творения.

Ангел как хранитель, помощник и… учитель человека


Рассказывая о роли ангела-хранителя в жизни человека, Максим Калинин обратил внимание слушателей на примечательный момент – в понимании сирийских мистиков ангел не только «хранил» человека, но и служил для него первоначальным наставником в мистическом опыте. Интересным является и мнение последователей мистицизма о «природных семенах» — естественных порывах к добру, — вложенных в каждого человека при его сотворении. Эти порывы не подавляют свободную волю человека. Но, по словам Иосифа Хаззайи, как только воля проявит хотя бы небольшую склонность к добру, «природные семена» сразу приходят в движение и становятся для ангела-хранителя знаком, что он может приблизиться к душе. А при приближении ангела «природные семена» начинают действовать еще сильнее и жгут человека изнутри, вызывая в нем желание чего-то большего, чем привычная ему жизнь. Так начинается путь мистического восхождения.

«Человек соединяет мир ангелов и мир материи, – отметил Максим Калинин, вновь возвращаясь к теме человека как главного творения, «наместника» Бога. – Без тела человек не может менять свой мир».

«Но без тела душа радуется своему естественному свету, пребывает в естественном состоянии, не тянется ни к добру, ни к злу», – такое толкование Иосиф Хаззайя дает посмертному состоянию души, считая, что после разделения с телом душа теряет память о своих поступках, обретая ее лишь после воссоединения с телом ко времени Страшного Суда. Исаак Сирин придерживался более традиционной для Церкви Востока концепции «сна души» до всеобщего воскресения.

Ангелов можно видеть и слышать


Сирийские мистики были убеждены, что небесные силы можно созерцать – но лишь после прохождения определенного процесса подготовки и в несколько этапов, рассказал исследователь, ссылаясь на найденные им фрагменты «Глав о ведении» Иосифа Хаззайи.

Ключевым моментом в этом аспекте мистицизма было верование в то, что душа может видеть другие духовные природы – но лишь находясь в равном с ними состоянии. Более низкая сущность не может видеть более высокую (и в частности, демоны не могут видеть души), а потому человек должен подготовиться к созерцанию ангелов, все более и более приближаясь к видению, восприятию и пониманию их «шепота» (или даже «лепета»: для обозначения ангельских голосов сирийские мистики использовали термин, обозначающий иностранную речь или лепет ребенка).

Ангелы в сердце


Говоря об иерархии небесных сил у мистиков, Максим Калинин отметил, что она схожа с иерархией в православной традиции, однако Иосиф Хаззайя настаивал на том, что херувимы, а не серафимы, представляют собой высший чин ангелов.

Подводя итог, ученый вернулся к ключевому принципу сирийского мистицизма – вере в то, что и Царствие Небесное, и ангелы находятся внутри человека, в его сердце.

«Мистики призывали распахнуть сердце и обрести в себе эту красоту», – подчеркнул лектор главную мысль. Отвечая на вопрос, как можно услышать «шепот ангелов» в повседневной жизни, он посоветовал находить возможность побыть в тишине, чтобы обратиться к своему собственному сердцу.

Тема ангелологии вызвала широкий отклик у гостей встречи, которые использовали возможность пообщаться с лектором и задать интересующие вопросы – как глубоко специфические, так и абсолютно практичные.

Голосованием гостей следующей темой встречи была выбрана «любовь» в учении сирийских мистиков и ее самом широком понимании: от горячей устремленности к Богу до плотской любви.

20.03.2019 11:02:00

как Помочь фонду?

записаться на мероприятие:

зарегистрироваться