назад
15 января в Крокус Сити Холле прошла традиционная «Рождественская оратория». Произведение отметило свой юбилей – в этом году исполняется десять лет с момента премьеры.

В юбилейном исполнении «Рождественской оратории» приняли участие Государственный академический Большой симфонический оркестр имени Петра Чайковского под руководством дирижера Владимира Федосеева, солисты Анна Аглатова (сопрано) и Михаил Казаков (бас), а также Московский синодальный хор и юношеские хоровые объединения города Москвы. Всего в постановке было задействовано около 350 артистов. Их выступление сопровождалось тематическим видеорядом и «оживающими» библейскими образами, проекции которых украшали сцену.

Часть средств, собранных от продажи билетов, пошли в Благотворительный фонд «Линия жизни» для помощи тяжелобольным детям.

Ставшее традиционным ежегодное исполнение «Рождественской оратории» - это важное событие в культурной жизни города, которое освещается в крупнейших СМИ.

Так, сообщение о юбилейном исполнении подготовило издание РИА Новости, которое рассказывает о центральной идее оратории:

«По словам митрополита Илариона, главным его желанием при написании оратории было «передать мысль о том, что история Рождества Христова — это не абстрактная история, происходившая две тысячи лет назад, а такая же реальная, как наши собственные истории».

Интернет-издание о классической музыке Classical Music News в своем репортаже отмечает высочайшее мастерство дирижера Владимира Федосеева:

«Хотя ее исполняли разные музыкальные коллективы, но Владимир Иванович был одним из первых, кто исполнил это сочинение. И с тех пор регулярно встает за пульт, когда оно исполняется»,
– комментирует композитор, митрополит Волоколамский Иларион».

Интернет-портал о классической музыке «Музыкальные сезоны» в своей публикации осветил не только исполнение, но и историю создания этого произведения:

«Совмещать церковную деятельность и работу над богословскими книгами с сочинением музыки нелегко, работать приходится урывками – нередко в самолете или в автомобиле, поэтому композитор никогда не строит творческих планов на будущее, а создавать музыкальные произведения удается ему не так часто, но тем более значительным событием становится каждое новое сочинение. Стала таковым и «Рождественская оратория», созданная митрополитом Иларионом в 2007 г. По воспоминаниям композитора, замысел ее родился неожиданно, как озарение (впрочем, именно так у него бывает всегда): в конце января 2007 г. митрополит находился в Лондоне по церковно-дипломатическим делам – и однажды, во время вечерней прогулки по набережной Темзы, он неожиданно услышал внутренним слухом мелодию песнопения «Слава в вышних Богу». Он поспешил возвратиться в гостиницу, чтобы записать мелодию – и с этого началась работа над ораторией, занявшая три месяца».

Исполнение «Рождественской оратории» всегда получает высочайшие оценки слушателей, как воцерковленных, так и светских:

«Чтобы полностью осознать всю масштабность и высочайшее духовное значение произошедшего события, мне хотелось бы напомнить о том, что сам жанр духовной оратории не является только лишь разновидностью музыкальной формы, подобно симфонии, опере или балету. По своей сути он восходит к религиозному действу, средневековым литургическим драмам, в которых главное место занимает не иллюстрации тех или иных библейских событий, а их мистическое воспроизведение, заставляющее слушателей явиться их свидетелями и сопричастниками.
Так что «Рождественская оратория» - это, в первую очередь, литургическое действо, при исполнении которого зрители становятся его полноправными участниками и молитвенниками, концертный зал таинственно преображается в некое храмовое пространство, музыканты-исполнители – в церковных певчих, дирижер – в регента или кантора, а композитор предстает перед нами как священник, несущий Слово Божие посредством музыкальных звуков».
Правда.ру, «Под Священной Звездой Вифлеема».

«Этот концерт пролетел как одна минута, подарив мне личные маленькие радости и открытия. Во дни поста я пыталась еще раз перечитать историю Рождества, почувствовать события, понять смысл и значение Боговоплощения. На концерте просто и потрясающе (для меня лично) обозначили рождение Христа - обычным младенческим криком. Иисус истошно вопил как младенцы до Него и как младенцы после Него. В этом крике – все богословие о человеческой природе Христа».
ЖЖ «Любовь никогда не перестает»

«Это действительно хорошая, возвышающая музыка. Под прекрасную музыку внятно, на русском языке читаются тексты Ветхого и Нового Заветов, отрывки из рождественских богослужений. Они запоминаются. Это такая красивая, как сказал бы о. Андрей Кураев, «вкусная» катехизация для современного светского человека».
ЖЖ «Православная журналистика»

«Рождественская оратория» - это общеизвестное и по достоинству оцененное мировыми критиками произведение, исполнение которого каждый раз вызывает большой резонанс в культурной среде. Его популярность демонстрируют многочисленные записи и трансляции, которые ежегодно проводят телевизионные каналы. Представляем вашему вниманию запись исполнения «Рождественской оратории», подготовленную телеканалом «Культура».

16.01.2018

как Помочь фонду?

записаться на мероприятие:

зарегистрироваться