назад
Венская публика – практически полный Большой зал Венского Концертхауса, вмещающий более 1800 человек – устроила в субботу овацию стоя Большому симфоническому оркестру имени Чайковского, Московскому синодальному хору и композитору митрополиту Илариону (Алфееву) после торжественного концерта русской духовной музыки.

Концерт, проходивший под патронатом Архиепископа Венского, кардинала Кристофа Шёнборна, и организованный при содействии Посольства России, Российского центра науки и культуры в Вене, а также Минкультуры, Отдела внешних церковных связей Московского патриархата и ОДА был посвящен второй годовщине исторической первой встречи Папы Римского Франциска и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которая состоялась на Кубе в 2016 году, и соединен по времени с важной православно-католической конференцией, которая проходит в Вене в понедельник под руководством председателя Папского совета по содействию христианскому единству кардинала Курта Коха и председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Илариона (Алфеева).

Однако, митрополит Иларион приехал в столицу Австрии не только как видный церковный иерарх и богослов. Когда с 2003 по 2009 год он служил епископом Русской Православной Церкви в Вене, он также вернулся к своей первой профессии композитора. Два его произведения для хора и оркестра – «Песнь восхождения» и «Stabat Mater» – были исполнены исполнены во втором отделении концерта 10 февраля, наряду с увертюрой к опере Николая Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», фрагментами «Всенощного бдения» Сергея Рахманинова и «Симфонией псалмов» Игоря Стравинского, прозвучавшими в первом отделении. По словам организаторов, такая программа призвана продемонстрировать продолжающуюся и сегодня традицию русской музыки, вдохновляемой христианскими темами и православным певческим искусством.

Католический Архиепископ Венский кардинал Кристоф Шёнборн назвал его «уникальным и незабываемым». Выступая на приеме после концерта, он поблагодарил митрополита Илариона и других организаторов концерта и конференции за то, что они выбрали именно Вену, известную как «город встреч», для празднования годовщины исторической встречи.

Митрополит Иларион, выступая на приеме, сказал, что с Веной связаны очень добрые воспоминания о шести годах его жизни, проведенных здесь в качестве епископа Русской Православной Церкви. «Это были те годы моей жизни, когда я еще имел возможность и время писать музыку. Теперь этой возможности у меня нет. Но то, что было написано тогда, сегодня звучит в том числе и в этом прекрасном городе,» сказал митрополит. «Я хотел бы выразить мою сердечную благодарность маэстро Владимиру Федосееву. Мы познакомились в Вене. Когда я написал свое сочинение «Страсти по Матфею», я пригласил Владимира Ивановича и показал ему партитуру. И Владимир Иванович был первым, кто стал исполнять мою музыку. С тех пор прошло уже больше десяти лет, но мы по-прежнему вместе и часто встречаемся на концертах,» отметил он.

Государственный академический большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского – один из старейших и почтеннейших музыкальных коллективов России, известный своим особенным оркестровым звучанием. Его не раз приветствовали овациями в Музикферайне, Концертхаусе и на других известнейших филармонических площадках мира. Народный артист СССР Владимир Иванович Федосеев, возглавляющий оркестр с 1974 года, хорошо известен в Австрии и как главный дирижер Венского симфонического оркестра с 1997 по 2004 годы.

Московский синодальный хор был возрожден в 2010 году известным хоровым дирижером, Заслуженным артистом России Алексеем Пузаковым, и отличается уникальным сочетанием литургической практики и высочайшего музыкального профессионализма. Помимо постоянной работы в одной из центральных церквей Москвы, он также выступал в Соборе Святого Петра в Риме, соборе Апостола Иакова в Сантьяго де Компостела, храме Святого Семейства (Sagrada Familia) в Барселоне, равно как и в лучших концертных залах от Москвы до Лондона. В прошлом году, Московский синодальный хор с большим успехом принял участие в фестивале «Брукнерфест в Верхней Австрии.

Певица Елена Евсеева, выступавшая на лучших мировых сценах от Большого театра до Метрополитен Опера в Нью-Йорке, спела партию соло в «Stabat Mater» митрополита Илариона.

«В сегодняшнем стремительно меняющемся мире, где возникают все новые проблемы и вызовы, музыка, выполняя не только просветительную и воспитательную роль, позволяет создавать и укреплять долговременные и устойчивые структуры партнерства», говорится в приветствии митрополита Илариона, опубликованном в программе концерта.

Российский центр науки и культуры в Вене активно способствовал успеху мероприятия. Помимо оказанной обширной информационной помощи, центр стал местом, где накануне концерта под руководством Заслуженного артиста России Алексея Пузакова проходила сводная репетиция части Московского синодального хора, прилетевшей из Москвы, и части, собранной и подготовленной в Вене руководителем действующего при РЦНК Венского русского хора Екатериной Малеиной. По окончании концерта руководитель Московского синодального хора Алексей Пузаков и художественный руководитель БСО им. Чайковского Владимир Федосеев вызвали Екатерину Малеину также на поклоны.

О прошедшем концерте тепло отзывалось как российское, так и зарубежное культурное сообщество. Так, «Общество дружбы с Австрией» написало о прошедшем с успехом концерте и его высоких гостях:

«Концерт посетили представители местного дипломатического корпуса, деловых кругов, многочисленная российская диаспора, проживающая в Австрии. Гостями были также Посол РФ Д.Любинский и Кардинал Шёнборн».

Благодаря опубликованным видео (1, 2) выступления мы можем по достоинству оценить виртуозное исполнение концертной музыки. А видеозапись теплого приема российских музыкантов и хора позволит прочувствовать торжественность обстановки, в которой прошел концерт.

15 июля 2018 года в эфире венского Radio Klassik прозвучала запись данного концерта. Слушателям была представлена увертюра к опере Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Богородице Дево, радуйся» и «Хвалите Имя Господне» из «Всенощного бдения» Рахманинова, Симфония псалмов Стравинского и симфония для хора и оркестра митрополита Илариона (Алфеева) «Песнь восхождения». Главный редактор радиостанции сам выступил в качестве ведущего передачи, рассказав слушателям о незабываемом концерте и зачитав в эфире текст приветствия, которое митрополит Иларион предпослал этому событию. «Именно благодаря музыке, говорящей на универсальном языке, становится возможным строить и укреплять долговременные отношения между людьми различных народов, национальностей и религий», говорится в приветствии.

10.02.2018

как Помочь фонду?

записаться на мероприятие:

зарегистрироваться